koshchey (koshchey) wrote,
koshchey
koshchey

Дальние уголки Аргентины: Сальта (город) и Большие Солончаки.

Эта поездка, настоящее приключение, началась на нашем Форуме, Аргентина по-русски с вопроса одного из участников по поводу недвижимости в пустынных зонах.
Общаясь мы познакомились ближе и мне предложили участвовать в интересном научном проекте.
Тема: Астрономия. Как будто идеальная зона для установки обсерватории.



После приезда в Буэнос-Айрес, на следующий день мы вылетели в Сальту, где нас уже ждали. Встретили в аэропорту, а после краткой начальной беседы вышли погулять по близким окрестностям.
Это — центральная площадь Сальты, где город был основан. Кафедральный собор был основан в 1606г. Строительство заняло 10 лет.
В 1844г., землетрясение сильно повредило структуру здания, башни свалились, но интерьер практически не пострадал. Реставрация заняла почти 30 лет. Облик храма не изменили. Так он простоял без особого содержания до 2006г. В 2002г наружный вид собора был довольно-таки зашарпанным (видел своими глазами). Сегодня выглядит великолепно:


Игорь оказался настоящим фанатом и знатоком фотографии (меня, также, чуточку подучил). Нам потребовалось более получаса, чтоб обойти эту площадь размером в 1га
Это памятник одному из национальных героев независимости Аргентины, генералу Мартин Мигель де Гуэмес, который родился и воевал в этих краях.


Вид на одну из боковых улочек.



Когда мы с Володей смогли оторвать Игоря от камеры, сходили перед закрытием в Супермаркет у купили колбасные изделия, сыр, орешки, соки и воду на предстоящую дорогу.
Потом поужинали в самой гостинице (рекомендованное блюдо была запеченная козлятина). Втроём одолели полкозлёнка, а с вином заплатили по 8 долл на человека.
Утром встали в полседьмого, спустились на завтрак к четверти восьмого.
Назначенный нам водитель приехал на пятнадцать минут раньше. Ему пришлось подождать, пока мы выписывались из гостиницы.
Далее заехали в банковский сектор обменять деньги. Нам жестоко наврали. Все говорили, что все обменки открыты с восьми, а они открыты с девяти.
Тогда попробовали снять деньги с обыкновенных банкоматов, но, запрашивали идиотские комиссионные.
Проблему решили найдя тот же банк, на котором в РФ на Володю открыт счёт. На банкомате, исключительном для клиентов этого банка от смог снять деньги (500 песо, по его желанию) без комиссионных.

Выехали мы из города. Автострада перешла в шоссейку после аэропорта. Дорога не была загруженной и мы пересекли долину Лерма  (названную в честь первого конкистадора, который посетил эти места до городка, который называется Кампо-Кихано, как раз на границе долины.
Посмотреть на карте

Далее панорама резко менялась. Мы заехали в ущелье (мы спорили ущелье это или долина) реки Тастиль. Дорога уже выглядела так:




После 22 км брусчатки начался великолепный асфальт. Виды тоже менялись постоянно. Вышло солнце (то есть мы проехали облачную зону). Фотки гор того участка — на обратном пути.

Наш водитель нас спросил, желаем ли мы посетить развалины Тастиль. Эта культура, Атакама, существовала ещё до Инков. Мы никуда не спешили и, с удовольствием согласились.
Шоссе уже находилось на 3000м, а к развалинам поднялись ещё на 200.
Культура эта очень интересная. Они выстраивали террасы и там выращивали картофель, помидоры и перец.
У каждой семьи был свой участок. Если кто-то из взрослых в семье умирал, его закапывали на огороде, а после трёх лет выкапывали, а оставшиеся кости помещали в амфоры и закапывали близ вершины, возле сторожевой башни. Когда умирали дети, их сразу помещали в амфоры.

Володя, я и наш шофёр:


Володя, я и Игорь:


Вид на террасы:


Игорь и я, на стоянке перед тропой поднимающейся к развалинам:


Статья в Википедии о Тастиль

После Тастиль начинался заметный подъём, не менее 4,5%.
Там мы часто встречали пасущихся лам


Потом серпантин и мы достигаем в первый раз 4080м.  Перевал Абра-Бланка.

Игорю начало становиться не на шутку дурно.
Далее мы проехали городок San Antonio de los Cobres, который находится на высоте 3.754м над уровнем моря.
Население: прим. 6.000 и это второй н.п. Аргентины, по высоте расположения.
Городок перестроен на 25%, а его модернизация активно продолжается. Половина улиц уже асфальтирована, ужасные прилепленные друг к другу постройки земляного цвета заменяют на стандартные  более весёлые, домики с наклонной крышей, и с расстоянием между ними. На фоне остального, новая школа выглядит даже шикарно.
Есть заправочная станция, предпоследнее место в пути, где можно заправится бензином.

Мы там даже не остановились и не фоткались. Расположение городка и фотографии вы можете просмотреть здесь.

Далее наш шофёр нам предложил посмотреть известнейший виадук «La Polvorilla», уникальный в мире: 224 метров длины и 70 метров высоты в месте самого высокого пролёта.
Пока направлялись туда, очень опытный водитель и то блуданул. Мы приехали на какую-то заброшенную шахту, и вернулись, хотя, оказывается, что можно было проехать через территорию шахты и быстро попасть в пункт назначения. Это мы узнали, когда, возвращаясь от виадука на шоссе, обратно не там свернули и оказались на шахте.


По дороге, есть несколько, до недавнего времени заброшенных поселений. Они жили, исключительно с ЖД. В конце семидесятых, и предвоенным положением с Чили Пиночета, эта ЖД была заброшена. И практически все селения опустошились.
Во времена Башеле, подписали серию договоров по интеграции с Чили. И была построена ЛЭП на 135КВ, которая снабжает чилийскую Антофагасту, а также был подписан договор о снабжении сжиженного газа, который будет перевозится по ЖД.
Пути ЖД, на всём протяжении заменили на новые, 58кг/м, что для метровки лучше желаемого. Также, рельсы великолепно нивелированы.
В н.п. Salar de Pocitos, был склад стройматериалов. На этой фотке — запасные шпалы. Это селение, когда-то заброшенное, сейчас центр обслуживания путей между San Antonio de los Cobres и Tolar Grande. Также построили солеобрабатывающий заводик. Живут там примерно 300 взрослых.


После городка, дорога проходит на небольшой насыпи над солончаком.


Я решил испробовать на себе, как чувствует себя таранька.


Мы пересекли солончак и небольшой хребет. На каждом перевале Игорь страдал, хотя изменение высоты было минимальным. Далее мы пересекли глиняное плато, которое называется Campo de la Paciencia (Поле Терпения). Растительности там вообще не было. Если бы я хотел снять фильм о Марсе, именно выбрал бы это место.
Потом мы въехали вообще, в какой-то фантастический мир. 


Игорь и Володя останавливали машину на каждом повороте, так как всё менялось:


Появлялись какие-то новые формы:


Такие, как мы воображаем Марс.
У Игоря не было сил вылазить из машины, а Володя бегал по возвышенностям и снимал окрестности.


Гляньте, также, на карте Гугл. Самое интересное, что дорога там не обозначена, а можете проследить её по помещенным фотографиям

Марс закончился у подножия хребта Macón. Гранитный хребет покрытый осадками эрозии гранита. Вновь появилась растительность.


И вот, наконец, Tolar Grande! Он встретил нас разрушенными домами. Сразу возник вопрос: «Ведь говорили что зона не сейсмическая! Откуда такая разруха?»
Оказывается, что селение просто было заброшено. А всё, что было пригодным, просто растащили.
А потом, как началась реконструкция, было дешевле построить наново:


Несмотря на своё отвратительное самочувствие, Игорь мужественно сделал ещё несколько фотографий. Большинство из выложенных здесь были сняты или Володей при помощи аппарата Игоря. Володин Cannon не выдержал и отказался работать.
Это — «турбаза». Возле неё стоят наш шофёр и секретарь главы муниципалитета:


А вот, что собой представляет сама турбаза:
Кухня со столом на 6 человек, далее небольшой диван напротив 20-и дюймового телевизора.
На кухне вода подогревается при помощи газовой колонки.


Отопление осуществляется при помощи 3-х печек буржуек. сами печки находятся в салоне, а жестяные дымоходы в спальнях, казарменного типа.
Есть 2 спальни. Ожна женская, на 16 коек и одна мужская на 20 коек.
Также есть душевая, 2 туалета, и 4 умывальника с зеркалами. Всё общее, то есть нет разделения на М/Ж
Всё очень чистое, а умывальники, как в лучших аэропортах.
Вода нагревается при помощи электрического бойлера. Также есть запасной бойлер на дровах.


Электростанция в посёлке дизельная и работает с 7 утра до часу ночи. Говорят, что  скоро будет работать 24ч в сутки.
Есть один магазин, чья хозяйка, по совмещению работает в общественной телефонной станции.
Есть сотовая вышка компании Claro. Телефон работает, а вот 3G — нет.

Во всём посёлке бесплатный WiFi, который из-за поломки релейной станции Telecom был без интернета. В посёлке есть 50 компьютеров, 35 из них, были выданы правительством школьникам.
В день приезда Володя представил проект научным сотрудникам Университета Кордобы. Один из них астроном (более молодой), а другой технолог. До того, как приехать в Толар Гранде, они были в научных экспедициях в Антарктиде. Презентацию, также, смиренно выслушали секретарь правления муниципалитета и председатель сель(гор)совета. Поняли ли они хоть что-то, — для меня тайна покрытая мраком.
Ещё живут в городке 2 белых человека: врач и его жена, медсестра. Остальные — индейцы, но я не знаю какого вида (проехал и не спросил этническую принадлежность).
Городок кажется необитаемым: хотя во время нашего приезда поливали водой проезжие части улицы, (чтоб не поднималась пыль) все тротуары (уложенные камнем) были выметенными, но мы не увидели типичных признаков жизни:
- Вывешенное бельё. У домиков нет своего приусадебного участка. Домики были без признаков жизни, хотя почти у всех стоят новенькие антенны спутникового телевидения «Direct TV» (в Буэнос-Айресе эта услуга из самых дорогих между аналогами).
- Не видели ни одного ребёнка, любого возраста.
- Из местных видели только 6 мужчин, включая правление и хозяина столовки.

Нам рассказали, что прописаны в Толар Гранде 200 человек, из них проживают постоянно 120. Все подростки учатся в интернате в средней школе в Сан-Антонио-де-лос-Кобрес.
За исключением 3 мужчин, которые работают на реактивации шахты «La Casualidad», которая добывали чистейшие серные соли, в основном, меди (купорос), все взрослые работают на муниципалитет. Что они делают для меня, также,— большая тайна.

Наш шофёр рассказал, что ещё 30 лет тому назад, индейки, которых креолы обобщённо называют «Chola», носили традиционную одежду, пи́сали под себя, а сегодня — совсем цивилизованные: неграмотных нет, водопровод (с великолепной минеральной водой, которую можно запросто бутылировать и продавать даже на экспорт) и горячая вода радикально изменили жизнь. Женщины любого возраста очень опрятно одеты, почти всегда в спортивные костюмы и пахнут чистым.

Поразительно, но там вся еда привозная. Никто не содержит кур или коз (типичные домашние животные в таких районах), но видели пару двортерьеров.
Жили бы здесь европейцы, давно была бы пекарня, огороды и полно всякой съедобной живности, но индейцы вообще не любят утруждать себя такими тяжкими заботами, и предпочитают ничего не делать и жить скудно, но на всём готовом, имея в виду, что снабжение прибывает посредством ЖД раз в 7-15 дней.

Утром произошёл смешной инцидент:
На турбазе остаются только поселенцы. Не помню, писал ли я, что стоит койка + пользование всего, что там есть, 50 песо.
Соорудил это не муниципалитет, а Asociación Franco-Argentina de Amigos de la Puna (AFAPUNA). В переводе: Франко-Аргентинская Ассоциация Друзей Пуны (Пуна — название геологического региона, который располагается на Западе провинций Катамарка, Сальта, Хухуй и Юго-Запад Боливии).
В Сальте, весь регион Пуны находится в Departamento Los Andes (Лучшее слово для перевода «Departamento», в этом случае — «уезд»).

На самом Востоке находится уже упомянутый городок Сан-Антонио-де-лос-Кобрес, то есть райцентр. Всего в уезде проживают примерно 7.000 человек.
Площадь уезда: 25.636 км², плотность населения примерно 0,27 чел/км². Больше 70% территории является заповедной зоной.


А! Об инциденте.
Как я рассказывал, электростанция работает с 7 утра до 1 часу ночи.
Люди там встают далеко не рано. К 8 утра только начитают открывать глаза, но одна из ответственных за турбазу приходит примерно к 7, и выключает свет, если не потушили к моменту остановки ЭС, а также проверяет работу бойлера, чтоб вода была горячая для утреннего душа.
Так эта тёточка, зашла, убрала на кухне и на столе, и ушла, закрыв нас на ключ. Копии ключа нам не оставили. Кроме нас, на базе остановились один пожилой итальянец, который путешествовал с гидом, и парочка: француз и чешка.

Француз встал первым и, после тщетных поисков ключа, вылез в окно, пошёл к своей машине и принёс продукты для завтрака. После него через окно вылез на шофёр и начал прогревать машину. В итоге, вылез и я, взял шофёра и мы пошли искать тётеньку. Постучались в дом секретаря правления, там его жена указала на домик, где жила обслуживающая турбазу тётёнька, шофёр разбудил её и взял ключ.
Минеральная вода в бутылке, которую оставили в салоне машины была замёршей.

После этого, у нас предназначалась протокольная встреча с главой правления муниципалитета (в Аргентине эта должность называется «Intendente»). После разговоров и заручением поддержки и сотрудничества местных властей, сняли фотки. Эту снял Игорь.

И так, слева направо:
Я, Володя, Диего Феррейро (Астроном), Виктор Ренци (Технарь), председатель сельсовета, тётеньки-советницы, секретарь правления и глава правления.
Обратите внимание на стол: на нём ультрасовременный ноут и допотопная механическая счётная машина. Также бюст Евы Перон.


Потом мы сходили в магазин, запаслись водой, соками и шоколадками и поехали вслед за парнями из Университета Кордобы, на место проектируемой обсерватории, находящейся в 35 км от селения. 25 км, это путь в сторону  Сан-Антонио-де-лос-Кобрес, до станции перед Толар-Гранде, а дальше 10 км в гору, где нужно подняться 800м.
(на 300м над Толар-Гранде подъём пологий).

Селение Толар-Гранде находится на северном берегу огромного солончака Arita. Сам солончак — уникальный и находится под защитой Юнеско. Как и все остальные солончаки этого региона, наполняются водой поздней весной и летом, но не поверхностными водами, а подземными, посредством очень сложной природной системой подпочвенных водяных пластов, пролегающих от восточных хребтов, которые являются барьером для облаков.
Уникальность солончаков заключается в том, что в нем есть небольшие, но очень глубокие солёные лагуны (по-испански их называют «Ojo del Mar» — «глаз моря»), в которых живут строматолиты. Места, где можно найти живые строматолиты на земле можно посчитать на пальцах, а вот находящиеся здесь — самые древние из всех: они считаются самым примитивным видом жизни, из всех, которые когда-то существовали на Земле.

Но, к нашему огромному удивлению, есть и такая живность:

Эта лиса охотилась за какой-то иной живностью в ямке. Мы остановились в метрах 15 от неё, а Володя звал её, как собаку, и фотографировал, как модель, пока лисе это не надоело и она не перестала обращать на него внимания.

И так, ещё одна карта. На ней вы сможете разглядеть ЖД и дорогу с поворотом на 180º. Если присмотритесь к самому повороту, заметите, что от него отходит менее объе́зжая дорога. У ней градиент подъёма прим. 10% и резко набирается высота.
Хребет Macón — самый высокий в радиусе 100 с лишним км. Поэтому виды с него — восхитительные.


Это вид на Толар-Гранде без увеличения. 8км горизонтального расстояния и 1.100м высоты. Всего 4650м над уровнем моря.


А это с увеличением. Здесь и можно рассказать о городке:
Слева направо:
Первое большое складообразное здание это — спортивный центр. Что там есть и как оборудован, не знаю, не заглядывали.
Перед ним постройки с плоской зелёной крышей, это — «Социальный центр», что-то вроде сельского клуба.
Далее, по той же улице, пару жилых домов, но большинство заброшенные а те, что ближе к возвышенности — заброшены.
На более переднем плане: слева направо: самое большое здание с белой глухой стеной это — муниципалитет, отделение по туризму и переговорная станция.
Далее, коричневого цвета — турбаза, 3 жилых дома и «госпиталь» на 4 койки стационара. Оборудован, довольно-таки неплохо, если считать размер этого захолустья. Всё новенькое и блестящее.
Два ряда маленьких белых домиков с зелёной крышей — жилые, но 2 из них пустые, и используются, когда турбаза переполнена, а есть большой наплыв туристов.
Продолговатые сараеобразные здания — жилые. Они построены из старых шпал. Так как шпалы их железного дерева (quebracho), которое не гниёт и его не поедает всякая зараза, они ничем не пропитаны. Шпалы лежат на  цементе. В таких сарайчиках по 2 квартиры. В такой живёт глава правления и секретарь.
Правее, вне кадра, ЖД станция, которую сейчас реконструируют. На снимке также видны 4 товарных вагона: 3 для перевозки автомобилей, а 4-й — фургон.
Остальные постройки заброшены и полуразрушены.


На горе, на высоте 4650м Игорю стало не на шутку плохо. Хуже, чем когда-либо, но он мужественно присоединился к групповой фотографии. Снимал наш шофёр.


А это вид на «Марс» с горы.


Возвращались обратно через «Марс». Формы там — удивительные.



Мы не могли понять, что там эти викуньи делали.
Ни одного растения ни воды в радиусе 10 км.


Людей они не боятся, а если призываешь, подходят.


Это уже проехав Сан-Антонио. Начало долины реки Тастиль.


По мере как мы спускались, Игорь понемногу оживал, но ещё снимал Володя на фотоаппарат Игоря.


Пейзаж и породы менялись на каждом повороте.


Чем ниже, тем больше влаги и растительности.


Перед последним очень крутым поворотом, после которого начиналась долина Лерма ...


Все мероприятия в Сальте прошли на «отлично» и уставшие, но очень довольные вернулись в Буэнос-Айрес.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments